Трудовая инспекция

Общие положения трудовой инспекции

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением "О Федеральной службе по труду и занятости", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)", которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369  ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

  • анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

  • рассмотрение дел об административных правонарушениях;

  • обобщение практики;

  • принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

  • полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

  • посещать для проведения инспекции организации, работодателей - физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

  • при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

  • запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

  • наименование контролирующего органа;

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

  • наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

  • цели, задачи и предмет проводимой проверки;

  • правовые основания проведения проверки;

  • даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). 

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.  Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ  обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель - от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит - он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства



Заявка на консультацию
Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

загрузка карты...
Адреса Центров "Мой бизнес" по Нижегородской области
АНО "Арзамасский центр развития предпринимательства"
Адрес: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул.Ленина, 51
8(831)435-17-00(доб.2121/2122); 8(83147)9-13-21;9-15-04

График приема
АНО «Центр развития предпринимательства г.Дзержинска"
606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Урицкого д.10
8(8313) 25-80-85

График приема
АНО "Богородский центр развития предпринимательства"
607600, Нижегородская область, г. Богородск, ул. Ленина д.184
8 (83170) 2-13-93; 2-05-92

График приема
МБУ "Бизнес-инкубатор Балахнинского муниципального района"
606407, Нижегородская область, г. Балахна, проспект Дзержинского дом 36, пом.П2, кабинет 13
8(83144) 4-50-12

График приема
АНО "Вачский центр развития бизнеса"
606150, Нижегородская область, р.п. Вача, ул. Советская, д.7
8(83173) 6-10-37

График приема
МАУ "Борский бизнес-инкубатор"
606446, Нижегородская область, г.Бор, жилой район Панов, ул. Слободская д.1а
8(83159) 2-74-60

График приема
АНО "Заволжский центр поддержки предпринимательства"
606525, Нижегородская область, г.Заволжье, ул. Молодежная д.6
8(83161) 3-81-00

График приема
АНО "Центр поддержки предпринимательства" Ковернинского муниципального района
606570, Нижегородская область, р.п.Ковернино, ул. Карла Маркса, д.4
8(83157) 2-33-18

График приема
АНО «Краснобаковский центр развития бизнеса»
606710, Нижегородская область, р.п. Красные Баки, ул. Свободы д.90, П4
8(83156) 2-15-14

График приема
Фонд поддержки и развития предпринимательства Лукояновского района Нижегородской области
607800, Нижегородская область, Лукояновский район, г.Лукоянов, пер.Красный д.11, офис.302
8(831)9641823
noflt@mail.ru
График приема
АНО "Лысковский центр развития бизнеса"
606210, Нижегородская область, г.Лысково, ул. Нестерова, д.5, помещение 14
8(987) 541-11-25

График приема
МБУ "Бизнес-инкубатор Павловский"
606100, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Маяковского дом 75
8 (83171) 2-17-28

График приема
АНО "Первомайский центр развития и поддержки предпринимательства"
607760, Нижегородская область, г. Первомайск, пл. Ульянова, д.7 А
8(83139) 2-15-95

График приема
МБУ «Центр поддержки предпринимательства г. Саров»
607185 Нижегородская область, г. Саров, проспект Октябрьский дом 13
8(83130) 9-92-64

График приема
МУ "Тоншаевский бизнес-инкубатор"
606950, Нижегородская область, р. п. Тоншаево, ул. М. Горького, д.4б
8(83151) 2-13-33

График приема
АНО "Уренский центр развития бизнеса"
606800, Нижегородская область, г. Урень, ул. Ленина д.65
8(83154)2-48-70

График приема
АНО "Шахунский центр развития бизнеса"
606910, Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Советская д. 37.
8(83152)2-17-00

График приема
АНО "Володарский центр развития бизнеса"
606070, Нижегородская обл.,г. Володарск, ул. Калининская д.9.оф 6
8920-042-31-81

График приема
АНО "Навашинский центр поддержки и развития предпринимательства"
607102, Нижегородская обл., г. Навашино, ул.Ленина,28
8(83175) 5-66-45

График приема
АНО "Дальнеконстантиновский центр развития предпринимательства"
606310, Нижегородская область, р.п. Дальнее Константиново, ул. Советская, д.99, оф.1
8(83168) 5-15-00

График приема
АНО "Перевозский центр развития предпринимательства"
607400,Нижегородская обл. г.Перевоз,2-ой микрорайон,1а
8(83148) 5-19-55

График приема
АНО "Центр развития бизнеса "Потенциал" (г.о.Семеновский)
606650, Нижегородская обл., г. Семенов, пл. Ленина, д.2
8(83162) 5-31-91

График приема
АНО "Центр развития бизнеса" (г.Сергач)
607510, Нижегородская обл., г. Сергач, пос. Молодежный, 16Б
8915-951-83-98

График приема
АНО "Сосновский центр развития бизнеса"
606170, Нижегородская область, р.п. Сосновское, ул. Крупской д.83а
8(83174) 2-64-56

График приема
АНО "Вадский центр развития предпринимательства"
Нижегородская обл. Вадский р-н, с. Вад, ул.1 мая, д.46
8987-551-62-83

График приема
АНО Ардатовского муниципального района Нижегородской области "Центр поддержки предпринимательства"
607130, Нижегородская область, р.п. Ардатов, ул. Ленина, 28
8(83179) 5-08-49; 8(83179)5-07-46

График приема
АНО "Спасский центр развития малого бизнеса"
606280, Нижегородская обл. с Спасское, пл. Революции, 71
8(83165) 2-57-96

График приема
АНО "Центр поддержки предпринимательства г.Нижнего Новгорода"
603005., Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 15
8(831) 416-40-44

График приема
АНО "Центр поддержки предпринимательства г.Нижнего Новгорода"
603004., Нижегородская обл.,г.Нижний Новгород, пр.т Ильича д. 2
8(831) 416-40-44

График приема
Фонд поддержки предпринимательства Воскресенского района
606730, Нижегородская обл. р.п. Воскресенское, ул. Пушкина,65
8(83163) 9-16-83

График приема
АНО "Большеболдинский центр развития предпринимательства»
607940, Нижегородская обл., Большеболдинский район, село Большое Болдино, ул. Юбилейная, д.2А
8(83147)2-90-36

График приема
МАУ «Выксунский бизнес-инкубатор»
607060,Нижегородская область., г. Выкса, кв. Деловой, д.1; Расположение окон центра "Мой бизнес" 607060,Нижегородская область., г. Выкса, пл. Октябрьской революции, д.1, офис 6
8(83177)7-79-81

График приема
Кстовский Центр развития предпринимательства и программ безопасности
607650 Нижегородская область, г.Кстово, пл. Ленина, д. 4
+79914525531
Crpkstovo@yandex.ru
График приема
АНО "Центр развития предпринимательства Дивеево"
607320 Нижегородская область Дивеевский м.о. с.Дивеево ул. Симанина д.2 п.1
8 987 111 87 52
crp-diveevo@mail.ru
График приема
АНО "Вознесенский центр развития бизнеса"
607340,Нижегородская обл. р.п.Вознесенское, ул.Советская,33
8(83178) 6-23-27
vozn.biznes.centr@mail.ru
График приема
АНО "Центр развития бизнеса Большемурашкинского района"
606360,Нижегородская обл., р.п.Большое Мурашкино, ул. Свободы, 27
8(83167) 5-10-65
ano.biznescentr@yandex.ru
График приема
АНО "Бутурлинский центр развития предпринимательства"
607440,Нижегородская обл.р.п. Бутурлино,ул.Ленина,106
8 987 747 68 10
cppbut@mail.ru
График приема
МБУ "Бизнес-инкубатор Городецкого округа"
606508, Нижегородская область,г..Городец, ул. Новая, д106, офис 204
8(83161) 9-70-40
bigr5248@mail.ru
График приема
АНО "Кулебакский центр поддержки предпринимательства"
607018, Нижегородская обл., г. Кулебаки, ул. Бутова,120
8(83176) 5-00-86; 8(83176) 5-65-19
kulebaki_biznes@mail.ru
График приема
загрузка карты...

Записаться на мероприятие

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

Запись на прием

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

Уточнить